|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Настоящая деревенька XVII-XIX веков разрастается на окраине города Эртиль Воронежской области. И создатель её – атаман станицы Эртильской, также заслуженный фермер России, глава КФХ "Шанс" Владимир Иванович Брежнев. 1 июня 2011 года началось строительство деревеньки - был выкопан пруд и заложен первый "камень" будущих экспозиций. Энергичный деятель, активный лидер, Владимир Иванович занимается сейчас развитием сельского туризма в Эртиле. КФХ "Шанс" входит в состав Национальной ассоциации организаций сельского туризма (НАОСТ) в Москве. Музей под открытым небом, который Владимир Брежнев создаёт своими руками, ожидает светлое будущее и множество туристов из разных стран.
Первым делом Владимир Иванович знакомит с "Музеем крестьянского быта XVII-XX вв". Каждого входящего в двери музея приветствует звон корабельного колокола. Поднявшись по лестнице, посетитель попадает в небольшой зал, полный редких, старинных, диковинных экспонатов. Музей был открыт 8 февраля 2007 года, - рассказывает Владимир Иванович Брежнев. Первым делом попадает на глаза прялка, которая, как сказал Владимир Иванович, принадлежала его матери. Здесь мы видим и крестьянские орудия труда, которыми работали наши деды и прадеды, и инструменты для столярного производства – старинные пила, сверло и т.д. Под табличкой "Охота и рыбалка" экспонаты оружия и охотничьих трофеев. Вот это шомпольное ударно-капсульное ружьё создано в 1860 году в Туле. Подарок музею от Спивакова А.А., заместителя председателя правительства, руководителя департамента аграрной политики Воронежской области. Рядом с ружьём расположились устрашающая взор кабанья голова и огромная щука, разинувшая зубастую пасть. Собраны здесь народные музыкальные инструменты, различные чайники и самовары, которые мы сейчас считаем диковинными. Вещи, которыми крестьяне пользовались в повседневной жизни – валенки, лапти, конная упряжь. Стоят здесь и различных видов самогонные аппараты. На столе в центре зала Владимир Брежнев обращает внимание на старинные деньги, затем рассказывает о потрёпанной, но раритетной книге в его руках: это "Молитвенник от всех болезней" середины XVII в. Он побывал на пожаре, но внутри остался почти цел. Из музея мы отправляемся в хуторок, находящийся ещё в процессе развития, но уже поражающий воображение. На краю хутора стоит крестьянская изба. Небольшая и уютная внутри. Много пространства занимает в ней настоящая русская печь. А здесь, - показывает Владимир Иванович, - красный угол, где висят старинные иконы и лампадка. Недалеко от избы гончарня с высокой трубой и колодец с красноносым "журавлём". Дальше на пути мы встречаем кузницу. Внутри – печь, молот, кузнечные инструменты. Не хватает только жара в печи, чтобы кузница воистину заработала. Возле величавой мельницы на окраине хутора бродят индейки под предводительством гордого индюка. В центре хутора небольшой островок, окружённый искусственным водоёмом. В водоёме с довольным видом плавают утки. Мы попадаем на островок через мост, и здесь Владимир Иванович показывает деревянный добротный стол для приёма гостей под навесом: Рядом стоит баня "по-чёрному". А на берегу построен домик рыбака, дом крестьянина-горца (сакля), дом ткачихи
Всё это создано руками, энергией, рвением Владимира Ивановича Брежнева. Плоды его труда получают благодарности, отзывы, восхищение людей. В музее каждый желающий может оставить свои впечатления в книге отзывов и пожеланий, и люди пользуются этой возможностью: "Владимир Иванович, Вы – настоящий русский человек! И всё созданное и собранное Вами – это история нашей любимой России. Всё это в будущем обретёт достойное место, более масштабное, открытое и почитаемое. Сюда будут ходить, изучать и восхищаться. И поклоняться Вашему энтузиазму, любви к Родине, широкой душе!". Атмосфера и настроение русской казачьей души не оставляет ещё долго после посещения хутора и остаётся в памяти навсегда.
Крестьянская изба Традиции строения крестьянкой избы очень древние. Почему избы всегда были деревянными? Потому что натурального камня для строительства было очень мало, а жить где-то было надо, поэтому строить стали из дерева. Выбирались большие и круглые бревна и соединялись по четыре в четырехугольник. Самое интересное, что для каждого района конструкция была своя. Например, на Севере России избы были широкие и с глубокими подпольями, чтобы уберечь хозяев от холода. А подполья или подвалы предназначались для хранения запасов на зиму: квас, мясо, капуста, ягоды, грибы, варенья, мука пшеничная. А в Южной России избы были узкими и тесными, и подполья в них делали на уровне земли. Внутри традиционная русская изба состояла из одного помещения или комнаты, особо зажиточные крестьяне имели также и горницу – отделяемое помещение от жилой избы сенями. Горницу назвали "светлицей" и хранили там старые ненужные предметы, т.е по сути горница выполняла функции современной кладовки. И конечно главное украшение избы – печь, которая всегда находилась в правом углу. В те времена даже не думали об изготовлении каминов. Печь строили на отдельном фундаменте , т.к если построить печь внутри дома – до она попросту может его покосить. Фундамент представлял из себя небольшой сруб, набитый кирпичами, песком и камнями. Печь делали либо из кирпича, либо из особо прочной глины, чаще именно из глины. По народным приметам в печи всегда жил покровитель дома и семье – домовой. Русские часто связывают пропажу вещей или неполадки в доме с проделками домового. ("Домовой, домовой, поиграй и отдай"). Ищите в каждой комнате отдельно. Если маленький ребенок плохо спит по ночам и капризничает, перед тем, как уложить ребенка спать, поставьте для домового угощение и т.д.). Также много значения давалось и поведению домашних животных, считалось что они тоже оберегают дом, поэтому кошкам и котятам оказывалось почтение, а вот отравление кошки считалось не к добру.
Традиционно изба топилась по-черному, при такой топке дым из печи курился прямо в помещение избы, и только потом через отверстия в крыше. Этот способ был популярен, потому что при небольшом расходе дров он быстро отапливал помещение, что немало важно в суровую зиму. Немного позднее, а точнее в конце 18 века, в избах стал появляться потолок, сделанный из тонких бревен. Щели замазывались белой глиной и закрывались листьями. Появился потолок, и избы начали топить "по-белому". Над избами стали появляться дымовые трубы. Постепенно строительство таких печей распространилось на всю Россию, несмотря на то, что топка "по-белому", требовала намного больше дров. Появление потолка - появление чердака, на котором обитали духи и хранили травы. Говорили, что это не ветер в печи гудит, а нечистый на чердаке гуляет.
Изба играла важную роль в жизни русских крестьян, это был не просто дом, это был дом, обладающий магической силой.
Кузница Кузница — мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой. Обязательно включала в себя очаг (горн) и устанавливалась наковальня. В кузнице можно производить практически все первичные операции при работе с металлом: плавить металл, заливать его в форму, также последующие, включающие в себя: свободную ковку, кузнечную сварку, горновую пайку меди, термическую обработку изделий, закаливать, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т.д. Человек, осуществляющий все эти операции и работающий в кузнице, — кузнец. В недалёком прошлом кузница — основное место изготовление оружия и орудий труда. В связи с малой производительностью труда и научно-техническим прогрессом потеряла своё значение; ручное производство сменилось фабричным поточным. На смену мастерской пришли кузнечные цеха с механическими и гидравлическими молотами, прокатными станами и т. д. В современной кузнице занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия. Кузница (кузня) в жизни любой деревни играла значительную роль. В кузнице ковали различные металлические предметы, необходимые в сельском обиходе. И кузнец был важной персоной на селе. Он ставил подковы лошадям, ковал крепкие металлические засовы для дверей, делал простейшие замки и ключи к ним. Непременным атрибутом богатого деревенского дома был кованый сундук. Всё металлическое обрамление сундука ковалось в кузнице. Топоры, скобы для строительства, ножницы для стрижки овец, серпы, косы - все мог изготовить деревенский кузнец. Даже такие мелочи, как рыболовные крючки, гвозди, дужки для ведер, обручи для бочек и кадок - все это в середине XIX века изготавливалось в кузнице.
Дом гончара Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю традицию, уводящую нас в неолит. На рубеже IX и X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. История гончарного дела резко делится на две части; границей между ними является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода (до изобретения круга) называется лепной, а второго периода — гончарной, формованной на круге. Повсеместное распространение глины, пригодной для изготовления горшков, обеспечило широкое развитие этого ремесла. Гончарное дело было одним из самых распространенных ремесел на Руси. Гончар – вторая по значимости профессия в деревне. Мастер работал, сидя верхом на скамейке с кругом. Круг приводился в движение ногами слева направо, гончар работал левой рукой, а правой формировал глину. Для обжига горшков в избе была специальная печь.
Ветряная мельница В XIX - начале XX века сельский пейзаж в центральных губерниях России невозможно было представить без ветряных мельниц. Достоинством ветряных мельниц является то, что они строились из доступного материала - дерева. Технология строительства была несложной, поэтому хороший плотник с помощниками мог поставить мельницу очень быстро. Разместив мельницу на высоком месте, можно было постоянно ловить хороший ветер. Себестоимость продукции при переработке зерна получалась низкой. Помол на них более скор и тонок, отходов меньше. До середины XVI столетия в Европе были распространены так называемые мельницы на козлах (иначе - немецкие мельницы). Их недостатками являлись ненадежность (опрокидывались бурей) и ограниченная производительность ввиду того, что козловые мельницы поворачивались вручную в сторону ветра с помощью козел (отсюда и название), а значит - строились не слишком большими. В центральных губерниях России получили распространение два типа ветряных мельниц: шатровые и козловые. У мельниц-шатровок, вместе с крыльями двигался только небольшой шатер-крыша. Владение мельницей было доступно лишь зажиточному крестьянину, который за помол брал натурой (мукой). Беднейшие крестьяне пользовались ручными жерновами.
Дом пчеловода (пасечника) Бортевое пчеловодство, бортничество (от слова "борть" — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественные или по несколько дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Внутри дупел для укрепления сот создавались кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками, или бортевиками. Бортничество было известно на Руси до XVII века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. Особое развитие оно получило в лесах Приднепровья, Десны, Оки, Воронежа, Сосны и других рек, пограничных со степью. Мёд и воск наряду с мехами служили главным предметом экспорта из Руси. Бортникам, кроме знания, умения и смекалки, были присущи ловкость и смелость. Им приходилось влезать на высокие и толстые, часто без сучков, деревья на высоту до 15— 20 м при помощи лишь длинной верёвки и там работать с пчёлами. Специальные приспособления для этой цели стали употреблять значительно позднее.
Медленно но неуклонно с ростом населения, развитием сельского хозяйства и промышленности, начинают вырубаться леса. Возникает необходимость сохранения и охраны бортей. Бортники стали выпиливать дупла с пчелами из деревьев и устанавливать их поближе к дому на специально расчищенный от леса участок (посеку), который позднее стал называться пасекой. Бортники научились сами изготовлять жилище для пчёл — колоды и дуплянки. Из толстого кряжа диаметром не менее полуметра и длиной до 1,5 метров выдалбливали нутро. Сбоку выпиливалось отверстие и закрывалось боковой крышкой "должеей" с летковыми отверстиями. Сверху дупла для крепления сотов устанавливали "кресты", которые закрывали верхней крышкой и берестой. Колоды устанавливали на землю вертикально (стояки) или горизонтально (лежаки). Собрав все семьи пчёл в одном месте на пасеке, пчеловод мог теперь меньше беспокоиться об охране, обслуживать большее количество пчелиных семей.
Баня по-черному Баня по-черному — старинная русская баня, которой пользовались наши предки многие и многие годы. Она представляет собой бревенчатую избушку, в которой совмещены парная и моечная. Обогрев помещения осуществляется от костра, который горит в очаге, расположенном обычно в центре помещения под кучей камней. Трубы в бане по-черному нет, и дым из топки, пройдя через камни, аккумулирующие жар, циркулирует по помещению, обогревая стены, потолок, и затем уходит через отверстия в крыше (потолке) и стенах, а также через полуоткрытую дверь. Потолок и стены в такой бане всегда закопченные, отсюда и название бани — по-черному. Когда баня истоплена, то после полного сгорания дров оставшиеся головешки и угли выбрасывают во двор. Затем закрывают все отверстия, через которые выходил дым из очага. Баня должна выстояться час-полтора, чтобы вышел угарный газ; после этого стены окатывают водой, моют пол, потолок. Для опаривания бани обязательно поддают на раскаленные камни один-два ковшика воды. Стены бани бревенчатые, они хорошо сохраняют тепло, обеспечивая одновременно постоянную циркуляцию воздуха. При закрытой двери воздух в бане сменяется 6—7 раз в час. Что удивительно, жар внутри бани долго сохраняется. Такая баня очень экономична, даже в суровые северные морозы она не требует много дров. У входа есть предбанник, его можно использовать как раздевалку и склад для дров. Бояться копоти в бане по-черному не следует, в ней коптятся в основном только стены и потолок; лавки, полки не окутываются дымом и остаются чистыми.
Сторожевая вышка Сторожевая вышка, возводилась, как правило, на возвышенности или в стене укрепленного города. В древние времена сторожевые башни позволяли людям издали наблюдать за происходящим. Сторожа или дозорные, находившиеся в башне, предупреждали город о приближении к нему кого-либо. Они должны были бить тревогу даже тогда, когда было одно подозрение о приближении противника. Стражи должны были обладать определённым здоровьем и способностями. Также они должны были обладать хорошим зрением. Бывали случаи, когда сторож узнавал по походке приближающегося человека. Первая дозорная вышка в Эртильском районе в с.Ростоши появилась на одном из курганов по "Глазатовой" дороге примерно в 1675 г. (из истории Эртильского района).
Сакля (от грузинского Сахли — дом) — монументальное каменное сооружение жителей Кавказа, а также деревянный дом в Крыму, преимущественно в горной зоне. В Крымских горах это обычно небольшой дом из дерева, глины, керамического или саманного кирпича, с плоской крышей. Сакли часто располагались на горных склонах в виде террас, примыкая вплотную один к другому. Таким образом крыша ниже стоящего здания часто являлась полом или двором вышестоящего. Древнейшие крымские сакли — простейшие однокомнатные сооружения без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Дым в таких саклях выходил через отверстие в крыше. Современные сакли часто состоят из нескольких комнат, с крытым полом, оборудованы для комфортного проживания. Совсем другого типа сакли в горах Кавказа. Нередко многоэтажные, каменные, с многочисленными бойницами, они представляли собой комфортное жилище и надежную крепость в случае опасности.
Сеновал — место предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения. Обычно это сарай или навес приспособленный для хранения скошенной травы. Связано с сезонностью выпаса животных и необходимостью обеспечить их кормом в неблагоприятное время года (в зимний период). Сеновал является неотъемлемым атрибутом крестьянской жизни. В тёплое время года может использоваться для удобного временного ночлега. Землянка — это наземное хозяйственно-бытовое сооружение. Основное предназначение землянки — выполнять роль обычных жилых и служебных помещений.
Адрес сайта: http://brezhnev.ucoz.ru |