История Агротуризма
Агротуризм является достаточно новым направлением туриндустрии России. Под ним подразумевается отдых, который предусматривает использование сельского хозяйства. Агротуризм еще называют сельским туризмом или экотуризмом. Однако сельский туризм — гораздо более широкое понятие, а экотуризм отличается тем, что отдых проводится на территории национальных заповедников или ландшафтных парков.
В Россию агротуризм пришел из-за рубежа. Впервые этот вид туризма появился еще в начале XIX века, но активно развиваться стал только во второй половине XX века. Так, в 1955 году во Франции была создана ассоциация "Agricolture et Turisme", а в 1965 году начинает свою деятельность Национальная Ассоциация Сельского Хозяйства и Туризма в Италии ("Agriturist"). Сейчас во многих европейских странах существуют ассоциации агротуризма, которые поддерживаются государством.
Агротуризм в Европе получил свое развитие, в первую очередь, по причине снижения экономического значения сельского хозяйства. Из-за того, что сельская местность начала терять свою привлекательность в связи с высоким уровнем безработицы и низких доходов, владельцы небольших деревенских фермерских комплексов были вынуждены прибегнуть к подобному средству для получения дополнительных заработков. В последние годы в России это направление также очень активно развивается, благодаря низким затратам на организацию агротуризма и одной из немногих возможностей получать доход в условиях сельской местности.
Развитие туризма стимулирует сохранение культурных традиций, изучение истории, возрождение традиционных ремесел, экономическое развитие отдаленных сельскохозяйственных территорий, занятость местного населения в сфере услуг и в производстве экологически чистых продуктов питания.
Всё больше туристов предпочитают этот вид туризма, устав от урбанистического стиля жизни. Агротуризм предоставляет человеку возможность окунуться в сельский образ жизни, проведя некоторое время среди природы, познакомиться с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принять участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях. Да и просто насладиться спокойным отдыхом на озерах и реках, занимаясь рыбной ловлей, собирая ягоды и грибы в лесах, проникаясь тишиной и покоем размеренной жизни вдали от мегаполисов.
Агротуризм в России
Агротуризм начал активно развиваться в 70-х годах прошлого века в Европе. Появление этого вида туризма вызвано в первую очередь снижением экономического значения сельского хозяйства. Продукция, выращиваемая частными фермерами, не выдержала конкуренции с крупными агрокомбинатами, и владельцы были вынуждены искать другие источники дохода. Одним из таких источников дохода и было размещение туристов в собственных домах, где они знакомились с сельским хозяйством, дегустировали фермерские продукты, отдыхали на лоне природы, а также при желании могли помочь и по хозяйству. Для поддержания сельского населения государствами были разработаны программы поддержки агротуризма, которые позволили этому виду туризма активно развиваться на протяжении 40 лет. По большей части агротуристические усадьбы в Европе были организованы на базе уже имеющихся сельских домов. По возможности фермеры ремонтируют свои усадьбы и сдают комнаты или номера туристам. Правда встречаются и новые агротуристические усадьбы со всеми удобствами современной жизни. Сейчас агротуризм в Западной Европе приносит порядка 15% от общего дохода туриндустрии.
В России агротуризм появился в середине 90-х годов прошлого века. Но в отличии от Европы, у нас в стране не было частного фермерства. Соответственно и не было базы, на основе которой мог бы появиться агротуризм. Но ничто не стоит на месте и понятия экотуризм и агротуризм становятся популярными и в России. Многие набираются опыта у европейских коллег и пытаются по аналогии организовать агротуризм у себя дома. Сейчас можно выделить несколько вариантов возникновения агроусадеб или эко-отелей:
1. В основном, это гостевые дома, расположенные в экологически чистых районах, владельцы которых имеют небольшое домашнее хозяйство и предлагают своим постояльцам экологически чистую пищу. Они составляют подавляющие большинство всех предложений на рынке сельского туризма. 2. Некоторые бизнесмены организовывают агроусадьбы с нуля, обычно по примеру европейских стран, учитывая российские реалии. Примером может служить экоферма "Коновалово", владелец которой построил свою ферму на пустом месте в экологически чистом районе Подмосковья. Хозяева предлагают остановиться в гостевом доме, отдохнуть, питаясь экологически чистыми продуктами, выращенными на собственной ферме. Помимо этого экоферма предлагает приобрести продукцию всем желающим с возможностью доставки на дом. 3. Третий вариант – это фермеры, которые приглашают посетить собственные хозяйства для ознакомления с деревенским бытом, работой на ферме, домашними скотом. Многие приглашают на дегустации производимой продукции. Но, к сожалению, пока немногие могут предложить размещение туристам в гостевом доме, так как совместить два разных направления достаточно сложно, как материально, так и в плане организации. 4. Иногда агроусадьбы создаются при поддержке местной администрации или в рамках международных проектов.
Дословно агротуризм это полевой туризм (agro/agri в переводе – поле), а само понятие заимствовано у европейских стран. В России развивается скорее как бренд, т.к. это модное направление. Туристы, насытившись отдыхом на зарубежных курортах, пересматривают свои предпочтения в сторону внутреннего туризма, а поскольку отдых загородом на природе, в том числе и агротуризм, становится все популярнее с каждым годом, то увеличивается и предложение. Российские бизнесмены для обеспечения растущего спроса начинают вкладывать деньги в открытие агротуристических ферм.
Однако несколько факторов сдерживают рост предложений в этом секторе туризма: 1. Инфраструктура. В России крайне слабо развита инфраструктура. Этот фактор негативно сказывается на развитии туризма и, в частности, агротуризма в России. Некоторые владельцы приводят примеры, когда в их глубинку приезжают туристы из-за границы, но прочувствовав на себе все прелести российских дорог, отсутствие широкого спектра возможностей проведения досуга, они вряд ли захотят вернуться еще раз. 2. Государственная поддержка и отсутствие законодательства. Необходимо стимулировать владельцев гостевых домов для развития агротуризма, уменьшая налоговую ставку, предоставляя банковские кредиты на льготных условиях и т.д. При этом агротуристическая деятельность должна быть четко регламентирована и законодательно прописана. 3. Создание туристических брендов и их реклама. Поддержка бизнеса при их создании. 4. Формирование информационно – туристической базы по предложению угроусадеб на Российском рынке.
За последние несколько лет были созданы несколько таких информационных ресурсов. Наиболее известные из них это tvil.ru, holidaykey.ru, naselo.ru и недавно стартовавший информационно-туристический портал Агротуризмо.ру. Первые два являются изначально коммерческими проектами и предлагают помимо аренды жилья за городом, еще и квартиры или комнаты в городах. Насело.ру предоставляет возможность не только выбрать место отдыха, но и представляет собой некий социальные ресурс для деревенских жителей, где можно разместить предложения по недвижимости, найму соискателей или поиску инвестиций. Последний - Agroturismo.ru уделяет особое внимание агроусадьбам и фермам. Одной из особенностей данного ресурса является раздел "Деревенские продукты". Здесь представлены фермерские хозяйства и производимая ими экологически чистая продукция. На ресурсе Agroturismo.ru можно подобрать место отдыха и вместе с этим выбрать интересующие достопримечательности неподалеку. Agroturismo.ru предоставляет возможность напрямую связаться с владельцами без посредников и забронировать подходящее место отдыха.
Для успешного развития этой отрасли туризма в России необходима помощь малому и среднему бизнесу на всем пути развития агротуризма. В качестве поддерживающей структуры может выступать Национальная ассоциация агротуризма в России. Она позволит структурировать, сертифицировать и стандартизировать услуги в данной сфере. При благоприятных условиях в России будет сформирована новая отрасль во внутреннем туризме – агротуризм. Россияне и иностранные гости будут выбирать отдых в России, предпочитая его отдыху за рубежом.
|