­
Россия > Вологодская область > Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь
­

­


­


­


­


­


­


­


­

По сторонам Святых ворот, которые выполняли функции парадного въезда в Большой Успенский монастырь, пристроены каменные 2-этажные палаты XVII века. В XVII веке патриарх Никон называл Кирилло-Белозерский монастырь вторым по значению после Троице-Сергиевой обители монастырем России и наиболее сильным в военном отношении. Монастырь, окруженный стенами с башнями, занимает 12 Га и состоит из 11 каменных церквей ХV-ХVIII веков и многочисленных хозяйственных построек.

История
Кирилло-Белозерский монастырь был основан на рубеже XIV и XV столетий. Тогда происходило расширение Московского княжества и упрочение власти Великого князя московского, но русские земли еще не избавились окончательно от ига Золотой Орды.
Основал эту северную обитель преподобный Кирилл Белозерский (в миру Козьма). Он принадлежал к московскому боярскому роду Вельяминовых, но в тридцатилетнем возрасте Козьма покинул богатый боярский дом и поступил в число братии столичного Симонова монастыря. Сергий Радонежский нередко посещал Симонов монастырь, возглавляемый его родственником и учеником. По свидетельствам современников, Сергий Радонежский обратил внимание на смиренного инока Кирилла и увидел в нем своего преемника по духу.
Около тридцати лет провел в московском Симоновом монастыре будущий основатель Кирилло-Белозерской обители. Он начинал с тяжелых работ у раскаленной печи на монастырской кухне, позже переписывал книги. В конце концов преподобному Кириллу доверили место настоятеля Симонова монастыря. Но из-за недоброжелательства и интриг других иноков уже через год от власти пришлось отказаться. А после посещения в 1397 году Симонова монастыря постриженником этой обители старцем Ферапонтом, пришедшим из северного белозерского края, преподобный Кирилл решил после его рассказов покинуть столичный монастырь и удалиться на жительство в далекую лесную глушь.

Так святые Ферапонт и Кирилл ушли на север. Первый из них основал Ферапонтов монастырь. Он был знаменит помимо прочего фресками знаменитого древнерусского художника Дионисия.
А старец Кирилл обосновался на берегу Сиверского озера, на склоне крутого холма при впадении в озеро речки Свияги. Кириллу Белозерскому было уже 60 лет, но несмотря на это он сам построил хижину и часовню, переносил все сложности и лишения одинокой жизни в северной лесной пустыни. Вскоре о Кирилле Белозерском узнали, и пошли к нему иноки и искавшие пути спасения миряне. Число братии обители быстро увеличивалось.
Старца Кирилла считали прозорливцем и чудотворцем. Говорили, что однажды он пламенной молитвой остановил разгулявшуюся на озере бурю, чем спас от гибели монахов-рыболовов. Когда был неурожайный год, хлеб удивительным образом не оскудевал в монастырских житницах. Благодаря этому монахи имели возможность бескорыстно оказывать помощь голодающему местному населению. Преподобный Кирилл Белозерский, несмотря на трудность обитания в суровом северном краю, прожил долгую жизнь. Скончался он в 1327 году, когда ему было уже девяносто лет. Спустя двадцать один год после смерти его причислили к лику святых.

В середине XV века происходила борьба между потомками Ивана Калиты. Московского князя Василия II свергли с великокняжеского престола и ослепили. Так, одержал над ним победу его двоюродный брат Дмитрий Шемяка. При этом он взял с поверженного брата клятву, что тот никогда не будет претендовать на великокняжеский престол. В 1446 году это крестное целование, как данное по принуждению, снял с князя Василия Васильевича кирилловский игумен Трифон. Вскоре Василий II победил своих недругов и занял московский престол. За оказанную в трудную минуту поддержку великий князь достойно вознаградил игумена Трифона и кирилловскую обитель.
Со второй половины XVI столетия монастырь приобретает обширные земельные владения, соляные и рыбные промыслы, все более обогащается. От прежней строгой монашеской жизни особенно отходят здесь в период царствования Ивана Грозного, когда в Кирилло-Белозерском монастыре оказалось немало попавших в опалу представителей аристократии. Постриженные насильно или пытавшиеся укрыться за монастырскими стенами от царского гнева бывшие князья и бояре не желали изнурять себя постами и молитвой. Бывало, что некоторые из них держали слуг и даже устраивали в кельях пиры.

Первоначально монастырь размещался на холме, что был по соседству с тем, на котором поселился когда-то старец Кирилл. Как и в Троице-Сергиевой лавре, монастырские постройки здесь располагались в виде прямоугольника, в центре которого был Успенский храм, а по четырем сторонам — монашеские кельи. Окружала ансамбль деревянная ограда, которая при случае не могла быть серьезной защитой от неприятеля.
Первоначально все сооружения Кирилло-Белозерского монастыря были из дерева. Лишь в конце XV века появляются постройки из камня: Успенский храм (1496 год), трапезная с церковью Введения (1519 год). Во время правления Василия III созданы были церкви Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи, при Иване Грозном — церковь Иоанна Лествичника, Владимирский придел (пристроенный к Успенскому собору), храм над могилой преподобного Кирилла Белозерского и некоторые другие постройки.
Во время пожара 1557 года были уничтожены все деревянные постройки. Но обширные земельные владения и промыслы, щедрые вклады и пожертвования помогли довольно быстро восстановить пострадавшие во время пожара здания. Во второй половине XVI века монастырскую территорию обнесли каменной крепостной стеной.
В XVI веке помимо главного, Успенского монастыря, существовал еще малый, Иоанновский монастырь. Он представлял собой что-то вроде филиала от главной обители. Разместился он на том самом холме, где первоначально жил Кирилл Белозерский. На месте дремучего леса, что стоял на берегу озера, был теперь город. Во время стечения в святую обитель богомольцев торговцы и ремесленники успешно сбывали товар. Население вокруг Кириллова монастыря неуклонно возрастало. Существовали предположения, что в этой удаленной северной обители русский царь скрывает несметную казну.
В конце августа 1612 года польско-литовские отряды сожгли расположенные за пределами крепостных стен хозяйственные монастырские постройки, разорили монастырские владения. Через год к монастырю вновь подошли литовцы, казаки и немцы, но, убедившись, что крепость подготовлена к обороне, не решились идти на приступ. То же самое повторилось год спустя. Попытки неприятелей захватить крепость были отбиты, но Кирилло-Белозерский монастырь продолжал терпеть большие убытки.
С 1653 года по указу государя началась постройка новой большой крепости. Этому решению способствовали волнения, всколыхнувшие ряд российских городов. Тогда в Кирилло-Белозерском монастыре укрывался от народного гнева боярин Борис Иванович Морозов, бывший воспитателем и советником царя Алексея Михайловича. Царь в знак благодарности за спасение дорогого для него человека стал оказывать Кирилло-Белозерскому монастырю различные милости.
С весны 1653 года начались строительные работы, которые продолжались около тридцати лет. Руководили созданием укреплений Нового города местные мастера из монастырских крестьян. До наших дней дошли имена троих руководителей работ по созданию новой крепости: Кирилл Серков (впоследствии постригшийся в монахи и известный также под именем старца Кариона), Семен Шам (в дальнейшем старец Самуил) и Иван Шабан. Главное руководство было доверено К.И.Серкову, по плану которого и была возведена крепость.
К концу XVII века все крепостные сооружения приняли завершенный вид. Помимо Новой крепости, которая охватила монастырь с трех сторон, продолжали существовать более ранние линии укреплений: Острог, Иоанновский и Успенский монастыри. Они стали называться "Старым городом". Все это сделало Кирилло-Белозерский монастырь крупнейшей крепостью России.
Монастырь, удаленный от Москвы и обнесенный прочными стенами, был очень удобным местом для ссылки высокопоставленных персон. В истории белозерской ссылки особое место занимает один из последних на Руси удельно-княжеских родов — род князей Воротынских, ведущих свою родословную от Рюрика. В 1534 году здесь был заточен и скончался полководец Иван Михайлович Воротынский, получивший прозвище "победоносный воевода". Его сыновья, выдающиеся военачальники, также не избежали белозерской ссылки, где и скончались. Один из влиятельнейших бояр, князь Иван Петрович Шуйский, который прославился защитой Пскова от войск Стефана Батория, был заточен в Кирилловом монастыре при царе Федоре Иоанновиче. Умер он в монастыре в 1587 году, как считают, насильственной смертью. Насильственно был пострижен в монахи касимовский царевич Симеон Бекбулатович в 1606 году.
Наиболее крупной фигурой из отбывавших ссылку в Кириллове в XVII веке был, безусловно, опальный патриарх Никон. Здесь он был под особо строгим надзором, мало чем отличавшимся от тюремного заключения. Пробыв здесь пять лет, уже смертельно больной, Никон получил разрешение вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Добраться же туда ему было не суждено. Никон скончался уже по дороге в монастырь 17 августа 1681 года.
В качестве места заключения Кириллов монастырь использовался до второй половины XIX века, правда, среди его узников уже не было известных исторических лиц. В XVIII веке Кирилло-Белозерский монастырь потерял прежнее видное положение и обширные земельные владения, которые способствовали экономическому благополучию северной обители. Монастырь был закрыт в 1924 году. На его территории разместился Кирилловский краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (первый музей-заповедник на территории Вологодской области). Здесь можно увидеть собрания древнерусских икон XV-XVI веков, древнерусского шитья XV-XVII веков, древнерусской скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, узорчатые ткани XVIII-XIX веков. В летнее время открыты для посещения интерьеры церкви Иоанна Лествичника и церкви Преображения. Фонды музея-заповедника по данным на 1991 год располагали более чем 29 тысячами экспонатов. В 1998 году музей с филиалами был включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
При основателе монастыря Кирилле было начато собирание и переписка книг. Здесь переписывались старые и создавались новые книги. В обширной библиотеке хранились книги как церковного, так и светского содержания. Богатейшая монастырская библиотека в конце XIX века была передана в Санкт-Петербург в Императорскую Публичную библиотеку. Там она и хранится по сей день.

Сегодняшнее состояние монастыря
Ансамбль монастыря сформировался из нескольких последовательно возникавших частей. Наиболее древний из них — Большой Успенский монастырь, расположенный между берегом Сиверского озера и рекой Свияга в юго-западной части нынешнего монастыря, а также примыкающий к нему с востока Малый, или Горний Ивановский монастырь. Эти два монастыря представляют собой так называемый Старый город, от которого сохранились фрагменты южной стены с двумя башнями, расположенными на берегу озера — Свиточной и Мережной, Водяные ворота с надвратной церковью Преображения и Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Иоанна Лествичника. В интерьере церкви Иоанна Лествичника, возведенной в 1572 году, сохранился иконостас XVI-XVIII веков, а в пролете ворот — фрески 1585 года.
Акцент в ансамбле Большого Успенского монастыря сделан на величественный кубический 4-столпный одноглавый Успенский собор. Создал его зодчий Прохор Ростовский (1497, 1595-1596). В интерьере собора сохранился 5-ярусный иконостас XV-XVIII веков и фрески, датированные 1641 годом. На северной паперти можно увидеть фрески, которые создали в 1650 году костромские и ярославские мастера.
Две небольшие кубические одноглавые бесстолпные церкви — Владимирская (1554) и Епифания (1645) - пристроены к северо-западному углу собора. С юга примыкает придельная церковь, которая была сооружена над гробницей основателя монастыря Кирилла Белозерского в 1792-1794 годах. Мощная 4-столпная церковь Архангела Гавриила располагается в юго-западной части Старого города. Построена она была в 1531-1534 годах на средства великого князя Василия III, который посетил монастырь в 1528 году с женой Еленой Глинской. Ранее церковь в верхнем ярусе имела звонницу, но в XVII-XIX веках была перестроена. В этой же части Старого города расположены квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения (1519 год) и небольшая шатровая церковь Евфимия со звонницей (1653 год).
На территории Горнего Ивановского монастыря, также относящегося к Старому городу, стоит на небольшой горке одноглавая церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 годы). Эта церковь также была взведена на средства Василия III. Рядом с ней на склоне стоит одноглавая церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой (1560- 1594 годы). Первоначально обе эти церкви имели две главы.
Общая протяженность внешних монастырских стен Нового города, пристроенного в XVII веке, составляет 1,3 км, а высота достигает 10,8 м. Стены имеют 3-ярусное галерейное устройство, а на углах сооружены массивные многогранные башни, в середине стен расположены 4-гранные проездные башни.
В настоящее время въезд в Кирилло-Белозерский монастырь проходит через Казанскую башню, а от нее идет прямая аллея к воротам Старого города. До наших дней застройка на территории Нового города не сохранилась. Теперь там размещаются памятники деревянного зодчества, которые были привезены из окрестностей монастыря: церковь Ризположения из села Бородавы (1486 год) и ветряная мельница из деревни Щелково (XIX век).

­
­ Рейтинг@Mail.ru © 2012 - 2016 Агротуризмо.ру
­

­

­­­X