| Петроглифы известны в Карелии с давних пор (от «petros» — камень, и «glyph» — резьба). Так называют рисунки на скалах и каменные лабиринты на Белом море. Религиозные люди называют петроглифы звучно, но устрашающе: «бесовыми следками» на Онежском озере и «чертовыми следками» на Белом море. Каменные лабиринты называются «вавилонами». И онежские, и беломорские петроглифы Карелии приурочены к узкому поясу прибрежных выходов коренных кристаллических пород — гнейсов и гранитов. Граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов служили наскальными полотнами. Но оба скопления при этом существенно различаются по типу местности. 23 группы онежских петроглифов протянулись вдоль побережья почти на 20 км. На двух центральных, сильнее других выступающих в озеро мысах, — Бесов Нос и Пери Нос, - сосредоточено больше половины изображений. Среди них самые крупные и известные: Бесовы Следки, Старая Залавруга, Новая Залавруга, Ерпин Пудас. Каждая группа включает до нескольких десятков фигур, а в трех случаях — свыше 100. Известно же в Беломорье всего свыше 2000 фигур, а на восточном побережье Онежского озера — около 1000.
Все петроглифы Карелии были выбиты, то есть углублены в скальную поверхность точечными ударами камня. Скорее всего, для этого использовался кварц. Глубина выбивки обычно составляет 2-3 мм. Различается четкость линии контура: от очень ровной, до «рваной». Размеры самих фигур также очень различны: от совсем небольших - длиной в несколько сантиметров до очень крупных, величина которых составляет от 2,5 до 4,1 м. Преобладают же размеры от 15 до 60 см. Некоторые изображения наделены сверхъестественными, вымышленными чертами и деталями. Имеются загадочные рисунки. Значительная часть рисунков благодаря натуралистической манере узнаваема и поддается идентификации. Без труда можно различить водоплавающих птиц, лесных и морских зверей, лодки, людей. Антропоморфные образы — важная особенность петроглифов Карелии, особенно беломорских. Именно они - главные действующие лица наскальных полотен. Часто изображались орудия труда и средства передвижения: лодки, лыжи, лук и стрелы, гарпуны.
Древний человек все свои силы и время тратил на добычу пищи и одежды, создание убежища от непогоды и хищных зверей, изготовление орудий из камня, кости и дерева, на сооружение разнообразных ловушек и капканов. Из-за постоянной борьбы за существование первобытный человек зачастую прибегал к магическим приемам, совершал религиозные обряды. Но при этом в первую очередь полагался на свою силу и ловкость, на силу своего рода, коллектива. Многие памятники первобытного искусства, особенно петроглифы и каменные лабиринты, связаны в первую очередь с хозяйственной деятельностью и традиционными обрядами древнего человека, с его борьбой за существование. Эти рисунки были выбиты древними художниками в эпоху каменного века неолита на гранитных гладких скалах каменным отбойником камнем по камню, кусками кварца.
Скопления петроглифов в Карелии расположены в двух местах — на восточном побережье Онежского озера (онежские петроглифы) и в 9 км от города Беломорска, в устье реки Выг, что в районе деревни Выгостров и поселка Золотец (Беломорские петроглифы).
Беломорские петроглифы Этот богатейший археологический комплекс включает более 2000 изображений, расположенных в трех основных скоплениях: «Залавруга», «Ерпин Пудас» и «Бесовы Следки». На рисунках можно увидеть лесных зверей (оленя, лося, медведя), морских зверей (белуху, кита, тюленя), людей, лодки. Помимо изображений одиночных фигур здесь представлены сцены основных занятий древнего человека: охота на лосей, оленей, медведей, морских зверей и птиц. Можно здесь увидеть также наиболее древние изображения человека на лыжах не только в Северной Европе, но и во всем мире.
Петроглифы «Бесовы Следки» Беломорские петроглифы открыл А. М. Линевский, писатель, историк, этнограф. По аналогии с «Бесовым Носом» на онежских петроглифах, которые были открыты на 80 лет раньше, он назвал это скопление «Бесовы Следки». По мнению исследователей, петроглифы «Бесовы Следки» - самые древние наскальные рисунки в Карелии.
Петроглифы «Старой и Новой Залавруги» При помощи местного жителя в 1936 году археологической экспедиции под руководством В.И.Равдоникаса удалось открыть еще одну, более выразительную группу рисунков — Залавругу.
Петроглифы «Старая Залавруга» На центральной скале изображены три огромных в натуральную величину оленя, идущих друг за другом, и цепочка как бы преградивших путь лодок с гребцами, расположенных у них под ногами. Этот петроглиф изображает осеннюю охоту на оленей, переправляющихся через реку, в период их кочевки с севера на юг. Причем действие происходит в разное время года: в одной сцене — с участием лодок, по открытой воде, а в другой — уже с использованием лыж. Обе сцены посвящены, возможно, теме охоты на оленей в разное время года. Изображена здесь и тема «войны» - сражение с вторгшимися пришельцами — мореходами.
Петроглифы «Новая Залавруга» Новая Залавруга была открыта на 27 лет позже, в 1963 году археологической экспедицией под руководством Юрия Александровича Савватеева недалеко от Старой Залавруги. Природа сберегла рисунки древности под слоем почвы. Здесь было обнаружено 26 групп рисунков, рассредоточенных на значительной территории. Сцена зимней охоты на лосей по насту является самой крупной. Действующим лицом и героем всех сцен становится именно человек. Это говорит об очень важных сдвигах в сознании и восприятии окружающего мира. Длительное время доминировавший в представлении людей образ промыслового зверя отходит на второй план. На площади в 20 квадратных метров здесь расположено не менее десятка композиций. Даже посвященные одной теме, они не повторяются. Есть и необычные сцены - лыжник, стреляющий из лука в зверя, сидящего на дереве; пеший охотник, настигающий оленя, почему-то опрокинутого на спину (возможно, убитого). Не часто встречается в петроглифах мотив войны, враждебных столкновений и поединков. В стороне от всех фигур расположено уникальное изображение единственного человека в анфас. Эту фигурку ученые именуют «пляшущим человечком» и отводят ему роль шамана. Согласно легенде деревни Выгостров, если прикоснуться к «пляшущему человечку» и попросить что-нибудь, шаман обязательно исполнит просьбу.
Постепенно в первой половине II тысячелетия до нашей эры петроглифы Беломорья оказываются под водой. Но принято считать, что прекращение выбивания рисунков вызвано не какой-либо катастрофой или резким упадком культуры создавшего их народа, а изменением мировоззрения и обрядов этих людей. Культурное развитие в дальнейшем осуществляется путем возрастания роли слова и доминирования устного творчества. Памятники неолита Карелии для науки стали известны не так давно. Уже в годы Советской власти изучение древней истории республики стало систематическим. Карельские петроглифы представляют собой уникальные памятники первобытного искусства, имеющие мировое значение. |