|
| Со времени своего основания в 1693 году Иркутский Богоявленский собор играл важную роль в духовной жизни города. Построенный в самом сердце города, на протяжении XVIII-XIX веков он был главным храмом местной епархии. В стенах именно этого собора отмечались все наиболее важные церковные и исторические события края. Первоначально здание собора было сооружено из дерева. Но 3 августа 1716 года город постиг пожар, и собор сгорел, как и значительная часть острожной стены и посада. Восстанавливали собор уже из кирпича. Богоявленским собор назван не случайно. Главной задачей русских миссионеров в Сибири было обращение в христианскую веру и крещение инородцев. Поэтому культу явления бога и крещению придавалось особое значение. Обычно артель, которую возглавлял «уставщик» или «каменных дел подмастерье», брала за образец какую-либо существующую церковь, а в процессе строительства вносились частичные изменения, дополнения в соответствии с пожеланиями заказчиков. В случае с Иркутским Богоявленским собором прямым предшественником считается Троицкий собор (1703 год) в городе Верхотурье Тюменской области. В иркутском памятнике повторяются его внешний вид, характер конструктивных приемов, масштабных и ритмических взаимоотношений.
Как это и было принято в России, созидался каменный собор всем «миром», на добровольные пожертвования жителей города. Довольно много времени ушло на возведение здания. Его закладка, как сообщает Иркутская летопись, осуществилась в июле 1718 года. Через шесть лет начались богослужения в придельном храме во имя Петра и Павла. В 60-е годы XVIII века при радетельном епископе Софронии Кристалевском были пристроены еще три придела к трехпрестольному собору: с южной стороны — во имя Казанской Божией Матери, с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. Значительно эти перестройки изменили первоначальный облик собора. В сентябре 1812 года для второй соборной колокольни с большим колоколом весом в 1761 пуд, вылитым в 1797 году, были выкопаны рвы. Значительно пострадал Богоявленский собор 30-31 декабря 1861 года. Тогда произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого были повреждены практически все своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать. Вскоре рядом с собором первоначально из дерева, а потом из камня был построен Архиерейский дом. В нем располагались жилые покои и административные помещения иркутского архиерея, сюда же была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии. Позднее было построено здание для духовного училища, в котором обучали священнослужителей. Здесь появилась богатая библиотека периодической православной литературы. Таким образом, на протяжении XVIII-XIX веков кафедральный собор Богоявления был средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм во имя Казанской Божией Матери. Освящен он был в 1894 году. Ему были переданы функции кафедрального собора.
С собором Богоявления связана судьба Прокопия Васильевича Громова (07.07.1801 — 31.08.1880), исследователя православной истории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На основе огромного количества архивных документов он написал первое полное жизнеописание святителя Иннокентия, опубликовав в 1868 году книгу «Начало христианства в Иркутске». Громов награжден двумя золотыми наперсными крестами и несколькими орденами. Его могила находится в ограде Богоявленского собора. После революции комиссия по охране памятников дала разрешение использовать собор для размещения хлебозавода. Для памятника архитектуры это было очень тяжелое время. Администрация хлебозавода многое перестроила здесь, приспосабливая здание к промышленным нуждам. В печах, установленных в храме, выпекались кондитерские изделия. Некоторое время в четверике, разделенном на несколько этажей, было общежитие. В 1960 году Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения, а через восемь лет хлебозавод был выселен из здания, после чего началось восстановление храма. 18 лет велась реставрация и была закончена в 1985 году. Собор в последствии был передан Иркутскому областному художественному музею, который разместил здесь экспозицию отдела Сибирского искусства. Кроме произведений искусства сибирских художников, в соборе демонстрировались выставки из фондов Художественного музея, мастерских художников, а также привозные выставки (как, например, выставка икон из Исторического музея Москвы). В отделе Сибирского искусства несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, а также постоянно проводились концерты духовной музыки. В 1994 году при иркутском епископе Хризостоме собор Богоявления был передан в ведение Иркутской епархии. |