­
Россия > Иркутская область > Спасская церковь
Спасская церковь
­

­


­


­

Из сохранившихся до нашего времени святынь Иркутска Спасская церковь — одно из самых древних во всей Восточной Сибири церковных строений. Она представляет собой вторую по счету каменную постройку города. К тому же церковь — это все, что сохранилось до наших дней из строений острога.
Первый иркутский острог, согласно летописям, был построен в 1661 году на правом берегу Ангары. В 1672 году в нем была построена деревянная церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного. В 1706 году на ее месте был заложен каменный храм. После произошедшего в 1861 году землетрясения стены церкви были покрыты трещинами. А в результате случившегося в 1879 году очень сильного пожара был истреблен весь центр города. Но церковь все же удалось спасти. Тогда ее поливали водой два дня и две ночи. Неоднократно общественности города приходилось отстаивать старинное здание, которое чиновники предлагали снести как мешающее городскому строительству.
Самая древняя Спасская церковь построена согласно старинному типу ранних посадских храмов, а в ее декоративном убранстве использованы классические приемы мастеров XVII века. На стенах Спасской церкви, единственной в Сибири, имеется живопись, которая была создана в начале XIX века талантливыми художниками. Причем в начале XIX века церковь была расписана не только внутри, но и снаружи. Наружные росписи были отреставрированы, а внутренние до наших дней не сохранились. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место. Она включала в себя не только лики святых, но и многофигурную композицию, что довольно редко можно встретить в сибирских храмах.
Первоначально облик каменного храма был несколько иным, нежели сейчас. Не было колокольни. На втором ярусе четверика за деревьями можно увидеть входную дверь. Ее назначение непонятно, так как она как бы «висит» в воздухе. Но этому необычному явлению есть объяснение. Когда-то Спасская церковь была окружена деревянной галереей, вход на которую был именно здесь.
По сравнению с предшествующими русскими церковными постройками, храмы перестали иметь строгий и величественный вид. Теперь они приобрели более нарядный и праздничный характер, стали ближе к народному искусству, а также потеряли некоторые черты церковного аскетизма.

Двести пятьдесят лет назад, в начале своего существования, церковь была меньше по объему. Колокольню, увенчанную золотым шпилем, и каменный двухэтажный придел пристроили позже. На месте построенной колокольни раньше находилась обширная паперть. А к паперти было пристроено гульбище, прилегавшее к зданию с южного и северного фасадов. Оно позволяло попасть в основное помещение церкви, минуя трапезную. В главное помещение храма, находящееся на втором этаже, вело высокое парадное крыльцо.
Кровля Спасской церкви была деревянной. Изначально оконные проемы на фасадах были небольшими. А для того, чтобы сберечь тепло зимой, все окна без исключения закрывались ставнями. Причем ставни на случай пожара или кражи делали из листов железа, которые к тому же усиливали накладными полосами на заклепках. Сегодня колокольня стоит на месте паперти. Разобрано гульбище, в результате этого порталы второго яруса не связаны с землей. В оконных проемах находятся двойные остекленные рамы. Вместо теса, который лежал на крыше, сегодня положено кровельное железо, покрытое позолотой.
Декор наличников выполнен с помощью тесаного кирпича. Сначала для выполнения рисунка орнамента из берестяных лубков был вырезан шаблон. И уже по готовым образцам каменщики делали кирпич нужного профиля. Каждый ярус и фасад благодаря стараниям зодчего сделан с использованием своего неповторимого орнамента. Оконные проемы выделены полуколоннами, перехваченными валиками. Второй этаж отличается более подробной разработкой декора. Помимо полуколонн окна украшены еще и вылепленными рельефами. Полуколонны портала второго яруса более крупные, нежели на окнах. Они полностью украшены резьбой. Над порталом можно увидеть глубоко профилированный киот для живописи.
Северный фасад декорирован скромнее. Оконные проемы здесь меньше. Это необходимо для защиты северной стороны от холодного северного ветра. Наличники этого фасада сделаны в виде разорванного фронтона. Рисунок приобрел выразительность за счет того, что полные кирпичи были выложены лесенкой. Здесь нет двух одинаковых лесенок. Такой прием усложнял игру света, создавал живой наряд старинных построек.
В образе сооружения немаловажную роль играет и цветовое решение. Стены покрыты белой известью, ставни и двери выкрашены в зеленый цвет, а яркий сурик лег на переплетения оконных решеток. Для каменной архитектуры XVII века традиционен цветовой строй отделки фасада. Это способствовало более полному выявлению композиции здания. Живопись сводчатых стен трапезной, посвященная библейским сценам, была выполнена темперной краской.
Cпасская церковь славится также своими колоколами, самый большой из которых весит больше 250 пудов. Но в 1930-х годах над Иркутском перестал раздаваться колокольный звон. Большая их часть исчезла в плавильнях иркутского завода тяжелого машиностроения. Вернулись колокола в церковь лишь в 90-х годах.

Спасскую церковь после Октябрьской революции чудом миновала участь тех иркутских храмов, которые были до основания разрушены. Церковь была закрыта, а в 1931 году в ней разместилась сапожная мастерская. Затем в 50-е годы сюда переехали коммунальные квартиры и многочисленные организации. В 1960 году церковь как памятник республиканского значения была поставлена на учет и охрану. В 1968 году храм начали реставрировать, а в 1982 году в стенах церкви был открыт выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея.
В настоящее время музей в Спасской церкви постоянно функционирует. Первая большая выставка, организованная в нем, была посвящена 200-летнему юбилею музея. Сейчас в музее представлены выставки по истории Иркутской епархии, ежегодная выставка «Золотые руки мастеров», посвященная работам самодеятельных иркутских художников. 2000-летию христианства в Спасской церкви были посвящены выставки «Святочные традиции русского народа» и «Светлое Христово Воскресение». Программа «Народно-православный календарь», действующая в отделе, предусматривает работу Воскресного семейного абонемента, Православного лектория и проведение таких традиционных народных праздников, как Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный Спас. В составе музея с 1920 года также действует отдел природы. В 1879 году сюда начали поступать первые естественнонаучные экспонаты. В это время начала комплектоваться палеонтологическая коллекция. Сегодня она насчитывает более 1,5 тысяч экспонатов. Ее основателем был известный ученый — исследователь Сибири И. Д. Черский.

­
­ Рейтинг@Mail.ru © 2012 - 2016 Агротуризмо.ру
­

­

­­­X