| Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Памятников XVI века в монастыре не сохранилось, и существующий ансамбль сложился в XVII-XVIII вв. Горицкий монастырь славен тем, что в его состав входят деревянные часовни XIX века, привезенные из деревни Фонинское и Старово. По ним можно судить о том, как выглядели в прошлом веке часовни в деревнях и у дорог Центральной России.
История Монастырь был основан, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. Информации о начале его истории сохранилось крайне мало. Первые постройки монастыря до наших дней не сохранились. Те, которые можно увидеть сегодня, относятся к XVII и XVIII вв. Горицким он назван потому, что располагался на горице — южной возвышенности у въезда в город. В 1382 году монастырь подвергся разорению. На него напали отряды татарского хана Тохтамыша. Восстановлен монастырь был благодаря помощи великой княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского.
Многие известные церковные деятели были среди настоятелей и монахов Успенской обители. Так, один из них, Инок Даниил, основал недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь. Василий III пригласил его в крестные отцы своего сына Ивана — будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Также великие князья и цари не раз посещали этот монастырь. После их визитов монастырская ризница обычно заметно пополнялась. Монастырь был богатым феодальным уделом и владел более чем 5000 крепостных крестьян и большим количеством земли. В середине XVIII века в монастыре возводятся величественный Успенский собор, колокольня, перестраивается крепостная стена, начинается строительство нового корпуса Гефсимании. В 1744 году была образована Переславская епархия, в которую вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский-Горицкий монастырь получил статус кафедрального. Здесь должен был разместиться дом для пребывания архиепископа. Задумано было построить роскошную резиденцию. Для этого первыми руководителями епархии решено было разрушить древнейшие сооружения с той целью, чтобы на их месте или рядом с ними возвести более величественные и торжественные здания. Таким образом были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых можно судить лишь по упоминаниям в монастырских описях. Лишь в середине пятидесятых годов в Горицах развернулись обширные строительные работы. Приступили к возведению нового большого собора с Гефсиманией — зданием, примыкающим к нему с запада. Чтобы ускорить возведение таких больших зданий как Успенский собор и Гефсимания, строители работали даже ночью при свечах. Но во второй половине шестидесятых годов заметно снижается темп строительных работ в Горицах. Для завершения грандиозного проекта перестройки ансамбля оставалось сделать совсем немного. Но этому начинанию не довелось быть оконченным. Высочайшим указом в 1788 году Переславская епархия была упразднена. Строительные работы были прекращены, церковные сановники покинули Горицы, опустели палаты и храмы. В Петербург на колокольню Петропавловской крепости была увезена часть колоколов. Богатая ризница отправилась в Москву. Городские власти, чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, в опустевших зданиях разместили различные учреждения — суд, казначейство, магистрат, а богато убранный Успенский храм превратили в городской собор. Но жители города были недовольны. Из города до Гориц добираться приходилось довольно долго, и дорога была не очень хорошая. После их неоднократных просьб главный храм был переведен обратно в город. В 1881 году в пустующих зданиях бывшей обители было принято решение разместить духовное училище. И вновь преобразования ознаменовали разрушения. Правда древнейшие сооружения на этот раз пощадили, но разобрали Гефсиманию, которая так и осталась недостроенной и сильно обветшала к тому времени. В строительстве нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников использовался кирпич и белый камень разобранного здания. Корпус примкнул с западной стороны к бывшей трапезной. Эти здания находились под присмотром, периодически их ремонтировали. Остальные же строения продолжали пустовать и разрушаться.
Особенности Самая высокая монастырская стена обращена на юг и прорезана тремя рядами бойниц. Деревянный шатер завершает восьмигранную башню. А традиционную воротную башню при входе в монастырь заменили двое ворот. Над святыми воротами располагается Никольская церковь, рядом — проездные ворота, между которыми находится палата с тремя окнами.
Успенский собор Успенский пятиглавый собор с приделами представляет собой крупнейшее здание монастыря. Собор был возведен во второй половине пятидесятых годов XVIII века. Для русской архитектуры нетипичны планировка и композиция собора. Главное помещение, представляющее в плане квадрат, соединено с крытыми галереями, которые располагаются с севера и юга, а с востока к полукруглой апсиде примыкают два восьмигранника. Успенский собор очень просторный и высокий, хорошо освещен и украшен. Своды и стены собора покрывают тончайшие лепные картуши, вензеля, изображения групп ангелов. На голубом фоне отчетливо видна белая лепнина. Резные золоченые иконостасы скрывают алтари главного помещения и приделов. Многие барочные росписи Успенского собора не сохранились из-за того, что это был летний храм. Иконостас Успенского собора был закончен в 1759 году и сразу же стал основным украшением храма. От пола алтарного возвышения до основания главного свода поднимается иконостас собора, который составляют пять рядов икон. Резьба выполнена мастерами московской артели Якова Жукова, а иконы — художникам из иконописной мастерской Ново-Иерусалимского монастыря.
Проездные ворота Восточные или Проездные ворота не отличаются большим размером. Но на фоне глади стен, практически лишенной убранства, они выделяются благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени. По паре с каждой стороны от проезжей части расположены низкие круглые столбы, которые поддерживают стену. Верхняя надстройка над воротами относится к более позднему периоду — второй половине XIX века.
Палата привратника Южнее от проездных ворот стоит небольшое здание. В старых описях его обычно называют палатой или палаткой привратника. Несмотря на свое скромное назначение, палата привратника имеет два парадных, очень пышных убранных фасада. Особенно пышно украшены верхняя половина стен и углы палаты.
Святые ворота. Никольская надвратная церковь Единое целое зрительно составляют с палатами привратника парадные ворота, которые примыкают с запада. Декоративное оформление ворот повторяет многие детали, имеющиеся на фасадах палаты привратника. Над воротами возвышается Никольская надвратная церковь. Она заметно отличается от ворот и палаты привратника. Убранство церкви гораздо проще.
Часовня из деревни Старово Таких часовен на территорию музея было перевезено две. Эти и подобные им деревянные строения ставили на околицах сел и деревень, у проезжих дорог. Строили часовни обычно довольно быстро, порой даже за один день. Все население деревни или села участвовало обычно в сооружении часовни. Иногда их возведением занималась и странствующая артель плотников на деньги, которые собирали всем "миром". Часовня из деревни Старово была восстановлена. Сегодня она имеет пять главок и крылечко с резными столбами.
Часовня из деревни Фонинское В саду к югу от трапезной палаты расположена маленькая деревянная часовня. Ее перевезли на территорию музея из деревни Фонинское Переславского уезда. С запада к квадратному срубу примыкает крылечко, а с востока — небольшой прируб для иконостаса. Ее выделяет увенчанная главой четырехскатная кровля. Под кровлей проходит фриз с деревянными узорами, которые имитируют детали кирпичного карниза. Прорезаны довольно большими шестигранными окнами северная и южная стены. Сруб обшит тесом.
Богоявленская церковь. Колокольня Массивную колокольню, что возвышается над восточной стеной монастыря, начали возводить в шестидесятые годы XVIII столетия. Затем работы были приостановлены и возобновились снова в конце семидесятых годов. Верхний ярус колокольни отличается от нижних ярусов характером убранства и четкостью членений. Это говорит о том, что достраивал колокольню уже другой архитектор. Здание построено из кирпича и известняка, из которого выполнены также цоколь, межъярусные карнизы и другие архитектурные детали. Верхний ярус колокольни в настоящее время служит смотровой площадкой для посетителей.
Всехсвятская церковь Сооружена была Всехсвятская церковь, судя по сохранившимся деталям убранства и конструкциям, в последние десятилетия второй половины XVII века. Белокаменные оконные наличники, декоративные полукружия в верхней части стен еще сохранились на фасадах церкви.
Трапезная палата От первоначального облика трапезной палаты практически ничего не сохранилось. До перестроек и ремонтов XVIII и XIX веков фасады палаты имели характерные для XVII столетия фигурные детали, которые делали здание особенно нарядным. Некоторое представление о прошлом облике здания дает лишь западный фасад. Когда был снят толстый слой поздней штукатурки, обнаружились следы сбитых оконных наличников. Весьма выразительны различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами. Сама трапезная палата, от которой и получило название все здание, заслуживает большого внимания. На втором этаже расположено обширное помещение, в центре которого стоит восьмигранный столп. На этот столп опираются высоко поднятые своды. Свыше трехсот квадратных метров составляет площадь палаты. В процессе реставрации помещения были воссозданы первоначальные формы карниза, цоколя и фигурных обрамлений окон.
Звонница Звонница монастыря довольно небольшая. Она зрительно делит на две части северную стену монастыря. Она также служит в настоящее время смотровой площадкой. С нее открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.
Также на территории монастыря расположено Духовное училище XIX века. Двухэтажное здание училища было построено для наставников церковного училища. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища открылся Переславль-Залесский краеведческий музей. Сегодня в стенах Горицкого монастыря располагается Переславский историко-художественный музей, коллекция которого насчитывает десятки тысяч экспонатов. В огромной библиотеке хранятся редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Почти половину из 47 залов музея занимает картинная галерея. Здесь представлены работы Шишкина, Маковского, Юона, Коровина и других мастеров русской живописи. Имеется богатая коллекция икон. Она включает в себя интересное собрание произведений древнерусской живописи, среди которых одна из старейших — житийная икона «Апостолы Петр и Павел» (XV век), Федор Стратилат (XVI век), интересны росписи дверей иконостаса «Жизнь Адама и Евы» (XVII век). Большой интерес вызывает собрание деревянной скульптуры: «Спас полуночный» и так далее. Хранится в фондах музея немало предметов XVI-XVII веков, представленных в отделе «Ризница»: кубки, потиры, богато убранные оклады книг, митры, вышитые золотом и серебром хоругви.
Адрес: 152140, Ярославская область, Переславль-Залесский, Музейный пер., 4. Церковь стоит у дороги при подъезде к Переславлю. |