­
Россия > Челябинская область > Древний город Аркаим
Древний город Аркаим
­

­


­


­


­

Загадочный древний город-храм Аркаим расположен на границе Европы и Азии. Около четырех тысяч лет назад здесь возникла и развивалась необычная культура. Аркаим является центром Страны городов, одной из немногих древних цивилизаций. Он на пять-шесть столетий старше гомеровской Трои. Аркаим в своем развитии шел особым путем, во многом не похожим на те пути, которые позже наметились в Европе и Азии.
В Брединском районе, что на юге Челябинской области, у слияния степных рек Караганка и Утяганка в июне 1987 года экспедиция Челябинского государственного университета обнаружила уникальное поселение эпохи бронзы. Им оказалось городище Аркаим XVII - XVIII вв. до н. э. - 3600-3900 лет тому назад. Размер поселения — 20000 кв. м, диаметр внутренней цитадели — 85 м, диаметр внешних стен — 143-145 м.
Всего же жилищ с колодцами, продуктовыми погребами, очагами было 67, из которых 40 располагались во внешнем круге и 27 — во внутреннем. В Аркаим вели четыре ориентированные по странам света входа в крепость. Он был построен по заранее начерченному плану с высокой точностью. Аркаим, имея кольцевую структуру, был четко сориентирован по звездам и жил по законам астрологии.

Аркаим строился единовременно, то есть строили его как единый комплекс. Строительным работам явно предшествовали тщательные проектные изыскания в плане инженерной гидрогеологии и свойств грунтов. Заранее были подробно вычислены объемы земляных работ и необходимой для строительства древесины. Город был построен по заранее продуманной и четко спланированной схеме. При возведении создатели города руководствовались единой системой, которую можно назвать идеей централизма. Сверху он напоминал спираль гигантского аммонита. В плане Аркаим - это два вписанных одно в другое кольца оборонительных сооружений, два круга примыкавших к стенам жилищ, центральной площади и круговой улицы с деревянным настилом и ливневой канализацией.
Осевые линии зданий, улицы, выходы из жилищ обращены к центральной площади, окруженной высокими и толстыми стенами. Передвигаясь по любой из улиц, человек неизбежно попадает в центр, к месту общих сборов и ритуальных действ. Это была самая священная часть Аркаима.
Такая планировка города по кругу схожа с принципом Мандалы — это один из центральных сакральных символов буддийской философии.

Слово «мандала» переводится как «круг», «диск», «круговой». Впервые оно встречается в «Ригведе» и имеет множество значений: «колесо», «кольцо», «страна», «пространство», «общество», «собрание». Мандала интерпретируется как модель Вселенной, «карта космоса». При этом Вселенная изображается с помощью круга, квадрата или их сочетания. Вероятно, Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, отражают «круг времени». В этом круге каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. По своей сути этот памятник содержит все черты формирующегося города. Здесь находился культово-идеологический, ремесленный и торговый центр. Этот археологический комплекс включает укрепленное поселение, прилегающие хозяйственные площадки, могильник, ряд неукрепленных селищ. Название произошло, возможно, от названия сопки и урочища от тюркского «арка» — «хребет», «спина», «основа».
Древний город Аркаим, который старше легендарной Трои, и еще около двух десятков подобных городов эпохи бронзы в археологической науке значатся как «Страна городов». О прошлом этого памятника много споров. Одни говорят, что раньше здесь было дно океана, другие, - что именно в этом месте зарождалось человечество. По утверждениям археолов, именно на Аркаиме была впервые одомашнена лошадь, впервые в мире изобретена боевая двухколесная колесница, найдена также первая в мире печь для выплавки меди, и создана одна из древнейших протогородских цивилизаций.
По мнению ряда ученых-археологов, здесь также находилась родина легендарных Ариев — арийских народов. Эти люди создали знаменитую религию огнепоклонников, первую мировую религию зороастризм, основные положения которой впоследствии были заимствованы чуть ли не всеми остальными религиями.
Но этот город-крепость древних ариев был оставлен хозяевами по неизвестной причине и сожжен примерно 4 тыс. лет назад. Правда, стоит отметить, что древний город, название которого упоминается во многих легендах, относительно хорошо сохранился, к примеру, лучше, чем другой арийский город Синташта.
Преемницей Аркаима и всех древнеарийских родов можно назвать Москву. В ней также воплощены астрологические принципы в градостроении. Существующая радиально-кольцевая структура застройки была заложена во времена выдающегося астролога Якова Брюса, сподвижника Петра I. В связи с этим планировка Москвы имеет помимо практического еще и астрологическое значение, разделяя столицу на 12 секторов, каждый из которых связан с определенным знаком Зодиака.

Многочисленные археологические находки — произведения искусства, оружие, ритуальные предметы - все они доказывают высокую культуру жителей Аркаима. Кроме сельскохозяйственных технологий они владели еще и высокоразвитой металлургией и техникой обработки металлов. В этом городе-крепости, городе-мастерской литейщиков, где производилась бронза, также проводились сложные для того времени астрономические наблюдения. Аркаим является также пригоризонтной обсерваторией предельного класса точности, самой сложной из всех ныне известных человечеству. Сегодня считается, что «города» были духовными центрами, в которых жили и вершили обряды жрецы, здесь собирались на священные празднества соплеменники. Площадь в центре города играла роль храма под открытым небом. Крепости были гарнизонами воинов племени. Здесь дорожили умениями ремесленников, особенно творцами металла и орудий из него. Также существует мнение, что Страна городов возникла здесь именно из-за доступных и добротных медных руд. А для защиты рудников и металлургических «заводов» и были поставлены крепости. Местный металл и орудия находили своих покупателей далеко за пределами Южноуралья. Конец «живой» истории Аркаима положил пожар. Это одна из главных загадок памятника. Аркаимский пожар считается необычным потому, что он, судя по всему, не явился неожиданностью для жителей поселения. Возможно, что сами же они его и сожгли. Только это объясняет тот факт, что в древнем пепелище отсутствуют какие-либо пригодные для обихода вещи, к примеру, черепки посуды. Не осталось и человеческих останков — все ушли живыми, унеся с собой все ценное. По одной из версий, 3500 лет назад произошел гигантский взрыв вулкана Санторин, что на территории современной Греции. В результате произошла экологическая катастрофа, сопровождавшаяся какими-то природными аномалиями. Видимо, они были восприняты жителями Аркаима как знамение и принудили их уйти из города, предав его сожжению.

Цивилизационный контекст страны городов говорит о значительном вкладе в мировую культуру древних степных народов. Архитектура Аркаима и Страны городов, жертвенные комплексы и погребальный обряд - все это является отражением индоевропейской мифологии. На первых порах Аркаим ассоциировался только с археологическими раскопками. Затем возникла идея создания заповедника — исторического, археологического и ландшафтного. И идея была претворена в жизнь. Открытие же целой «Страны городов», обнаружение еще двух десятков подобных городищ поставило вопрос о создании национального парка.
С момента открытия городища Аркаим в степном Зауралье прошло более двадцати лет. За это время для охраны Аркаима, многих других памятников древности и исторических природных ландшафтов возник заповедник. У его границ создан мощный научно-исследовательский, образовательный и культурно-просветительный комплекс; развернулись работы государственного учреждения культуры - Историко-культурного заповедника областного значения "Аркаим". В основе его исследований - комплексный подход к изучению древности во взаимосвязи природных систем и человеческих обществ. Активная музейная и просветительская работа осуществляется в контексте диалога культур прошлого и настоящего. Диалога, в котором неизменно присутствует еще одна сторона - сторона будущего. И эта сторона требует учета опыта тысячелетий: опыта взаимодействия человека и природы, опыта создания социальных систем, опыта совместной жизни евразийских народов. Если мы не обратимся к единым основаниям существования культур Евразии - будущее не состоится.

Источник: http://www.arkaim-center.ru

­
­ Рейтинг@Mail.ru © 2012 - 2016 Агротуризмо.ру
­

­

­­­X